Лаврентий Емельянович Масоха – выходец из Украины. Появился на свет в семье бедных крестьян. В поисках лучшей доли родители, взяв детей, среди которых был всего лишь годовалый Лаврентий, отправились в Киев. Папа устроился на заводе, трудился день и ночь, но семья все равно жила впроголодь.
События 1917 года никак не повлияли на улучшение ситуации и повышение благосостояния. В 16 лет юный Лаврентий отправился зарабатывать на завод. Став комсомольцем, увлекся театральным мастерством. В семье уже был один актер — старший брат, который как раз и повлиял на выбор Масохи-младшего.
Поиски себя
В 19-летнем возрасте молодой человек поступил в Киевский институт на режиссерский факультет. Лаврентий Емельянович одновременно учился и снимался в кино. Но, к сожалению, мечта самому создавать картины не сбылась. А вот актером он стал отменным.
Лучше всего у него выходили злодеи, немецкие захватчики, негодяи. Он умело вживался в роли, режиссеры любили с ним работать. Когда Лиознова задумала снять легендарные «17 мгновений весны», она сразу вспомнила про Масоху, который мастерски справлялся с любым персонажем.
Работа с Лиозновой
Сначала все шло хорошо. Лиознова приняла решение, что Лаврентий Емельянович сыграет на экране одного из приятелей Мюллера, которых он привлечет к розыску радистки.
Но уже спустя несколько дней она передумала, доверив Масохе более серьезного персонажа — секретаря Мюллера, появляющегося в каждой серии фильма.
Съемки картины «17 мгновений весны» продолжались 3 года с небольшим. Лаврентий Емельянович отлично выполнял свою работу, не имел нареканий от режиссера. Впрочем, как и всегда. Мужчина мог похвастаться, что никогда не получал замечаний от создателей фильма.
Интересно, что работа над лентой велась не только в СССР, но приходилось для воссоздания заграничной натуры выезжать в Германию, Грузию, Латвию. Так вот сцены с Масохой снимались только в павильоне в Москве, поэтому артист был занят работой на протяжении 1,5 лет.
Нагоняй от режиссера
Сегодня кажется, что никто и никогда не поверил бы, что такое может случиться, но от судьбы не уйдешь. Старая братия артистов была воспитана по-другому.
Они работали не только ради заработка, а в первую очередь ради искусства. Поэтому болезненно воспринимали критику в свой адрес.
Съемка сцен, где был занят Масоха, практически подошла к концу. Осталась пара эпизодов. Возможно, артист устал, так как был уже не юнцом.
Может быть, Лиознова была на грани нервного срыва, так как снять фильм и выпустить его на экраны в 70-е годы было довольно нелегко. Сейчас остается только гадать, почему произошло так, как произошло.
На пустом в общем-то месте возник конфликт. Лаврентию Емельяновичу нужно было произнести одну фразу, которая никак не выходила, он путался в словах. Когда в очередной раз актер не справился, режиссер уже довольно раздраженно остановила съемку и объявила небольшой перерыв.
Масоха казался раздавленным. Еще бы, это вам не шутка! Столько лет в профессии — и ни одного упрека в адрес артиста. А тут такое.
50 ролей в кино, хоть и не главных, но идеально сыгранных приучили к тому, что для актера нет неразрешимых задач. Масоха никак не мог успокоиться.
После перерыва опять начали пробовать снимать, но Лаврентия Емельяновича словно заколдовали. В сердцах Лиознова упрекнула артиста, намекнув на то, что такому опытному мастеру стыдно зря тратить время коллег и портить драгоценную пленку. А потом режиссер всех распустила по домам.
Личные переживания
Трудно передать те чувства, которые испытывал в тот злополучный момент Масоха. Ведь уже более года он работал рядом с Лиозновой и постоянно получал только похвалу.
А тут такая пощечина и при всех. Артист принял ситуацию близко к сердцу. Нет, он не обижался на режиссера. Мужчина не мог простить ошибки самому себе.
До самого вечера неприятные мысли не отпускали актера, он постоянно прокручивал в голове произошедшее.
Затем Масоха отправился в близлежащий ресторан, сел за столик, сделал заказ — 50 граммов спиртного, а потом вдруг осунулся и замолчал. Работники заведения вызвали скорую, которая констатировала, что артиста не стало. Ему был всего 61 год.
Сказать, что члены съемочной группы расстроились из-за случившегося, это все равно, что ничего не сказать. Люди были до глубины души поражены и расстроены. Уход оказался настолько внезапным, что не было времени даже опомниться.
На Лиозновой неделю не было лица. Наверное, женщина не раз корила себя, что была излишне строга к артисту, а может, даже несправедлива. Сценарий фильма пришлось менять: сцены с героем Масохи, которые остались недоснятыми, пришлось вырезать.
Ровно через 2 года после прощания с Лаврентием Емельяновичем состоялась премьера картины «17 мгновений весны». На экране персонаж Масохи был великолепен. Но вот насладиться славой и увидеть себя на экране актеру было не суждено.