Сейчас уже трудно представить, что в роли великого сыщика мог оказаться другой актер. И конечно же, тогда бы это уже был совершенно иной фильм. Но обо всем по порядку.
До начала съемок, Игорь Масленников считал Конан Дойла средним писателем и скептически относился к детективному жанру вообще.
Мог ли Игорь Федорович тогда вообразить, что снимет лучшего Холмса в истории кинематографа, и главный фильм в своей жизни?
Очень часто советские и российские режиссеры постоянно задействовали в своих фильмах одних и тех же актеров.
Ну например, Алексей Розин снялся у Звягинцева подряд в «Елене», «Левиафане», «Нелюбви». Или, скажем, Рязанов снимал Мягкова в «Иронии судьбы», «Служебном романе», «Гараже», «Жестоком романсе» (в трех из четырех фильмов у Мягкова главная роль).
С Василием Ливановым вышла похожая история. В 1978 году Масленников снял на Ленфильме широкоформатную картину «Ярославна — королева Франции», где Ливанов исполнил роль Бенедиктуса.
Именно тогда Игорь Федорович решил, что именно Василий Борисович достоин сыграть великого сыщика. Ливанов очень хорошо и интересно рассказывал, был немножко пижоном, позером, умел носить костюмы.
Не говоря уже о незабываемом голосе с хрипотцой, которую Василий Борисович «заработал» на съемках фильма «Неотправленное письмо» в сорокаградусный мороз.
Однако, руководство Ленфильма не хотело утверждать Ливанова, которого считали непредсказуемым, с шумным характером. А ведь англичанин Холмс должен был быть сухим, сдержанным, проявлять мало эмоций.
Провели несколько проб с Александром Кайдановским и Олегом Янковским. Ну, насчет Олега Ивановича — все-таки, наверно, это не его амплуа.
Сказочники и волшебники, которых играл Янковский, в каком-то смысле были антиподами рациональному Холмсу. А вот на Кайдановского было бы интересно посмотреть.
Вспомните холодного и безжалостного Ломбарда из «Десяти негритят», или ротмистра Лемке! Но все-таки Ливанова утвердили.
Василий Борисович очень ответственно подошел к съемкам. Он понимал, что если играешь мировую знаменитость — здесь требуется стопроцентное попадание в образ, никаких «приблизительно».
До «Шерлока Холмса» актер иногда покуривал трубку, но в фильме она стала как будто частью его тела. Другая интересная деталь — в жизни Ливанов все время носил усы, но для роли Холмса их пришлось сбрить.
Но опасения киношного руководства были не напрасны. Уже после начала съемок, Ливанов пропал — по слухам, «загулял».
Тогда Виталий Соломин предложил вместо него своего друга Бориса Клюева, который был очень похож на Ливанова. Узнав об этом, Василий Борисович вернулся и сказал, что готов продолжить работу.
Ну, а Клюев появился в следующей серии в роли Майкрофта Холмса. Любопытно, что по сценарию, Майкрофт — старший брат Шерлока, а в жизни Клюев был на 9 лет младше Ливанова…