При создании своих шедевров Леонид Гайдай особенно ревностно подходил к такому аспекту, как подбор актеров.
Мэтру было важно, чтобы кандидат на роль не только талантливо играл, но и был хорошим человеком.
Только с близкими по духу людьми режиссер мог плодотворно сотрудничать. А те, кто разочаровывал Гайдая, попадали в его черный список. С такими актерами Леонид Иович прекращал всякие контакты.
В разное время в немилость режиссера попадали даже коллеги, с которыми они работали много лет и крепко дружили за пределами съемочной площадки.
Евгений Моргунов
О конфликте Евгения Моргунова и Леонида Гайдая слышали многие, но нельзя его не упомянуть. Распри между ними начались еще во времена «Операции “Ы”».
Гайдаю не нравилось, что Моргунов слишком легкомысленно относился к работе. За время съемок «Кавказской пленницы» этот конфликт только усугубился.
В итоге после премьеры этого фильма Леонид Иович твердо заявил журналистам, что знаменитая троица Трус, Балбес и Бывалый больше не появятся в его фильмах.
По слухам, Моргунов потом попытался помириться, но Гайдай не изменил своего решения.
Арчил Гомиашвили
После «12 стульев» Леонида Гайдая актер из Грузинской ССР Арчил Гомиашвили вмиг превратился из знаменитости местного масштаба во всесоюзную звезду.
Хотя харизматичный артист и обладал непростым характером, Гайдаю работать с ним понравилось. Режиссер намеревался сотрудничать с Арчилом и в будущем.
Однако один эпизод всё изменил. В конце 70-х годов Гомиашвили дал одной из грузинских газет интервью, в котором описал свой опыт работы в «12 стульях».
По словам актера, большую часть решений на съемочной площадке принимал именно он, а режиссер был лишь ведомым.
Газета выходила на грузинском языке, однако высказывания Арчила всё равно дошли до Гайдая.
У режиссера было множество знакомых по всей стране, один из них и рассказал Леониду Иовичу об интервью Гомиашвили.
Кинематографист откровения артиста не оценил, назвав их наглой ложью. Больше Гомиашвили в фильмах Гайдая не появлялся.
Юрий Никулин
Гайдай и Никулин не просто работали вместе, но и дружили семьями. Так продолжалось много лет.
Но когда режиссер задумал снять фильм «Иван Васильевич меняет профессию», между близкими друзьями возник конфликт.
С самого начала Гайдай надеялся снять в роли Ивана Грозного и управдома Бунши Юрия Никулина. Однако тот по неизвестной причине отказался от предложения.
Актер говорил, что его не отпускает начальство цирка. Он даже попросил одного из руководителей Госцирка связаться с режиссером и подтвердить эту версию.
Но Гайдай не поверил другу, так как до этого его всегда отпускали работать в кино. Для таких случаев у Никулина даже был дублер, который подменял его в цирке.
Леонида Иовича обидел не столько сам факт отказа, сколько то, что Никулин стал придумывать для этого отговорки.
По мнению режиссера, близкий человек честно бы объяснил ситуацию. И хотя они не перестали общаться, в дальнейшем Гайдай стал реже видеться с актером и уже не приглашал его на съемки.
Андрей Миронов
Снять у себя Андрея Миронова Гайдай задумал после выхода на экраны фильмов «Три плюс два» и «Берегись автомобиля».
В них актер продемонстрировал огромный комедийный талант. Считается, что Леонид Иович даже рассматривал Миронова на роль Шурика, но потом остановился на Демьяненко.
С Мироновым режиссер поработал уже в «Бриллиантовой руке». Этот опыт привел Гайдая в восторг, поэтому он захотел снять Андрея Александровича и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Специально под него Леонид Иович написал роль Жоржа Милославского.
Но когда Никулина заменил Яковлев, члены худсовета стали сомневаться, что Миронов сможет создать с ним органичный дуэт.
Андрей Александрович узнал об этих разговорах и, решив не ждать вердикта, ушел к Эльдару Рязанову в ленту «Невероятные приключения итальянцев в России». Хотя первым с ним договорился именно Гайдай.
Леонида Гайдая такая ненадежность Миронова совершенно не обрадовала. Великий Миронов тоже попал в черный список Гайдая. После этого случая их совместная работа прекратилась навсегда.