Актриса обосновалась в узбекской столице. Заработанные на съемках деньги быстро закончились. Новых ролей никто не предлагал. Ее родина была совершенно равнодушна к ее судьбе, несмотря на известность.
К тому же, Узбекистан в те годы вместе с остальными союзными республиками выходил из состава СССР, и время тогда было достаточно спорное и конфликтное.
Поэтому все, что так или иначе касалось Москвы, включая кино и, собственно, саму актрису Алимову, Ташкент интересовало меньше всего.
Оставшись без работы и денег, известная актриса начала заниматься реставрацией национальных ковров. Для этого ей даже не пришлось специально обучаться — национальность Матлюбы Алимовой, чей отец был чистокровным узбеком, предполагала умение обращаться с ткацким станком, в чем актриса была большой умелицей с детства.
Матлюба Алимова сейчас
Матлюба Фархатовна охотно принимает приглашения поговорить по душам с журналистами, приезжая специально для этого из Ташкента, например, с Юлией Меньшовой в «Наедине со всеми» или с Андреем Малаховым в «Сегодня вечером».
Женщина также занимается дизайном, изредка соглашается на съемки в кино: к началу 2019-го последней работой значились «Мухаморы» 3-летней давности.
Происхождение
У предгорий снежных вершин Памира и Тянь-Шаня, среди хвойных лесов и зарослей грецкого ореха Ферганской долины, на обоих берегах реки Карадарьи раскинулся Андижан, один из самых древних городов на Земле.
Здесь 12 августа 1954 года родилась девочка, на одну половину — узбечка, а на другую – непонятно кто. Ведь национальность матери по смеси грузинской, русской, польской и даже немецкой крови, текущей в ее жилах, вычислить было совершенно невозможно.
Отец, чистокровный узбек Фархат Алимов, назвал свою новорожденную дочь красивым именем — Матлюба, что переводится с арабского языка как «желанная».
Забвение
Года проходили один за другим. Актриса по-прежнему реставрировала ковры и жила очень бедно – одна, без семьи и детей, в маленькой однокомнатной квартире на окраине Ташкента.
Не выдержав одиночества, в 2004 году Матлюба переехала в Москву, к своей старшей сестре. Да и мама, живущая в Твери, была теперь намного ближе.
Последней ее ролью стала татарка-служанка в кинофильме «Тарас Бульба», вышедшем в 2009 году. Это был совсем небольшой образ, состоящий всего из нескольких фраз. Больше ролей ей никто не предлагал.
В биографию Матлюбы Алимовой пришло самое настоящее забвение. В личной жизни также не происходило никаких перемен. Москва изменилась со времен ее молодости. Теперь актриса была ей совсем не нужна.
После того как надежды на лучшую жизнь окончательно рухнули, в 2011 году актриса снова вернулась в Ташкент, к своим коврам.
Фильмография
1979 — Маленькие трагедии — Лаура
1979 — Цыган — Настя
1980 — В стремнине бешеной реки — Малика
1981 — И с вами снова я — цыганка Таня
1982 — Василий Буслаев — Ирина, византийская императрица
1982 — Встреча у высоких снегов — Зебо
1982 — Сегодня и всегда — Парвина
1983 — Сказка о Звёздном мальчике — ясновидящая и цыганка
1983 — Жаркое лето в Кабуле — Сухейль
1984 — Фраги — разлучённый со счастьем
1985 — Возвращение Будулая — Настя
1986 — О том, чего не было — Матлюба
1989 — Шакалы — Шабатаева
1989 — Маленький человек в большой войне — Мать
1990 — Восточный коридор, или Рэкет по… — Линда
1991 — Дикое поле — Фатима
1991 — Снайпер — Саланте
1992 — Они
1992 — Изобретатель фараона — египетская царица Амасу
1993 — Красный поезд
2002 — Товарищ Бойкенджаев — Умарова
2005 — Баллады о гусарах — цыганка Зара
2009 — Тарас Бульба — татарка-служанка Эльжбеты
2016 — Мухаморы
Кино
Как актриса Матлюба Алимова дебютировала в 1979 году, сразу же с заметной роли в художественном трехсерийном кинофильме «Маленькие трагедии», в котором ее партнером стал легендарный Владимир Высоцкий.
Матлюба запомнила эти съемки навсегда. Так случилось, что Владимиру Семеновичу Высоцкому было суждено сыграть в этой картине последнюю роль в своей жизни. А начинающая актриса играла свой первый сценический образ. На таком вот своеобразном маятнике и столкнулись эти две личности.
Однако играть с Высоцким у нее получилось достаточно легко. Они сразу же прочувствовали друг друга и быстро перешли на «ты». А через несколько месяцев после окончания съемок Владимира Семеновича не стало…
Актрисы ни в чем себе не отказывали, их звали сниматься. Но теперь былая слава в прошлом. Они едва сводят концы с концами и нищенствуют. Жизнь некогда известных актрис после того, как их перестали звать в кино, сложилась трагически.
У Алимовой нет ничего, ни семьи, ни дома, ни работы. 78-летняя Величко еле проживает от пенсии к пенсии. Да и у актрисы Сергеечевой судьба сложилась не лучшим образом, сообщает Диалог.UA.
Матлюба Алимова
Почти сразу после окончания ВГИКа в 1979 году молодая актриса была приглашена в картину «Цыган». Когда она вышла на экран, то Алимова проснулась настоящей звездой. «Возвращение Будулая» только приумножило ее славу.
Но успех оказался быстротечным. Несмотря на то что Алимовой пророчили яркое будущее и головокружительную карьеру, она снялась в нескольких посредственных картинах. А потом ее и вовсе перестали звать на площадку.
Матлюба Алимова завязала в какой-то момент с профессией актрисы, стала скитаться по стране, много раз меняла работу. Она за свой труд получала копейки и еле выживала.
Сегодня Алимовой 65 лет, она ранее признавалась, что разорена и имеет огромные долги. У Алимовой сейчас нет ни дома, ни семьи, ни работы.
Наталья Величко
Она сыграла в таких картинах, как «Щит и меч», «Алмазная тропа», «Дорогие мои москвичи». «Женщины, которым повезло» стала последней картиной, в которой актриса сыграла еще при СССР.
Потом она ждала роли долгих восемь лет. В 1997 году ее позвали в «Принцессу на бобах». В начале 2000-х Величко распрощалась с профессией актрисы, много лет о ней ничего не было слышно.
А потом стало известно, что 78-летняя актриса тяжело болеет, сегодня она еле живет на маленькую пенсию.
Маргарита Сергеечева
Сергеечева стала сниматься в кино с 10 лет, ее называли самым известным ребенком Союза. Она играла в таких картинах, как «Подзорная труба», «Капитан», «Четвертая высота», «Сказки волшебного города», «Дураки умирают по пятницам» и многих других.
В начале 90-х актриса последний раз вышла на съемочную площадку. Киношная карьера закончилась, и Сергеечева приняла решение учиться на врача. Поначалу у нее все шло более-менее спокойно.
Но пришла беда: бывшую актрису разбил инсульт. Маргарите Сергеечевой сегодня 56 лет, она живет в полном забвении и одиночестве.
Напомним, появились тяжелые подробности о том, как умирала известная актриса Александра Назарова: артистка перед смертью мучилась. Также актриса Валентина Березуцкая умерла в Москве при трагических обстоятельствах.
Ранее сообщалось о смерти российской актрисы Ольги Лозовой. Она тяжело болела, но скрывала от коллег смертельный диагноз. Ее смерть всех огорошила.
Детство и юность
12 августа 1954-го в Андижане, городе, подарившем миру поэта Мухаммада Юсуфа, хирурга Рената Акчурина, командира Валентина Комарова, на свет появилась девочка, которая позднее оказалась объектом восхищения советских граждан.
И хотя многие из них потом, ориентируясь на главные роли Матлюбы (Матлубэ), не сомневались, что она действительно цыганка, на самом деле ее отец Фархат узбекской национальности, а предками матери являлись и немцы, и поляки, и грузины, и русские.
Вероятно, результатом смешения такого немалого количества кровей и стала необычная чувственная внешность актрисы.
Родители познакомились случайно – в башкирской столице Уфе во время прохождения срочной службы солдат Алимов страстно влюбился в белокурую красавицу. И увез к себе на родину – создавать семью и воспитывать детей. Но многочисленная родня воспротивилась «чужой», и вскоре, несмотря на трех дочерей (Матлюба – средняя из них), супруги развелись.
Интервью, где Алимова делилась неизвестными фактами своей биографии и редкими фотографиями с писательницей, произошло на телевизионной программе «Мой герой» в апреле 2017-го.
В молодые годы Матлюба и не догадывалась о собственной привлекательности – мальчишки то и дело обижали и подтрунивали над соседкой, а в школьном кабинете, когда шла перекличка, все оборачивались посмотреть, на месте Алимова или нет.
По личному комментарию, ощущение себя «гадким утенком» – это следствие детского сада, вернее, инцидента, когда ее до рыданий и внутренней ломки довели нравоучения суровой воспитательницы в присутствии остальных малышей.
То, что что-то в ней изменилось, девушка осознала в 9-м классе, когда, вытянувшись за лето до роста 176 см, столкнулась в коридоре с двоечником и модником Сашкой Самойленко – парень чуть шею не сломал.
Узбекистан ее детства – цветущие вишни весной, красные маки, мята, разноцветье трав, солнце и неизменный гул от пчёл. И, конечно, тутовник – лакомство для ребят.
С ранних лет Матлюба всегда могла придумать себе занятие самостоятельно – шила наряды для кукол, играя с водой, представляла, что это водопады, а добавив вокруг немного цветов, фантазировала о сказочном мире.
В среднем учебном заведении предпочтение отдавалось исключительно русскому и литературе, которые вела «прекрасная душа» – классный руководитель Василина Петровна.
Серьезное решение – поступать в столичный театральный институт – пришло неосознанно, как будто сверху направили на истинный путь. Плюс – доверие матери, не ставшей препятствовать дочери.
В то время старшая сестра уже жила в Москве с семьей, и Матлюба остановилась у нее. Документы подавала в единственный вуз – ВГИК, выучив для вступительного экзамена монолог Земфиры из «Бахчисарайского фонтана».
К концу 1-го курса студентку Алимову отчислили – за профнепригодность. Но вскоре вернули обратно. А потом пришел обожаемый Алексей Баталов, кардинально перевернувший жизнь и работу в институте.
Карьера Матлюбы Алимовой
После успешного дебюта девушку выбрали для исполнения роли цыганки Насти. Так, снявшись в сериале «Цыган», Матлюба получила мировую известность и стала знаменита. Как ни странно, в цыганские корни актрисы моментально поверили не только телезрители, но и настоящие цыгане, как рассказывала сама артистка.
После, уже в 1985 году, известная актриса вновь исполнила роль гордой цыганки Насти в продолжении сериала, названном «Возвращение Будулая».
Эта кинолента на протяжении многих лет оставалась любимой для зрителей, а их любовь была надежно завоевана так замечательно исполнившей трогательную роль Матлюбой Алимовой.
В ближайшие годы актриса успела сняться в различных фильмах, но, начиная с 1990-х годов Матлюба Алимова появляется в кино крайне редко. На протяжении некоторого времени известная актриса не могла принять, что сложившийся режим съемок уже в прошлом.
Однако, имея опору в вере в Бога, Матлюба Алимова решила заняться реставрацией вышивок восточных ковров. А позже актриса вновь появилась на экране, снявшись в картине «Тарас Бульба», где исполнила роль служанки Эльжбеты.
Прикоснуться к истории героя фильма, вышедшего на большие экраны десятилетия назад, всегда очень интересно. Поэтому мы предлагаем вам вспомнить героев легендарного фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман» и узнать, как сейчас выглядят актеры киноленты и как сложились их судьбы спустя 40 лет.
Матлюба Алимова родилась и выросла в Андижане. По национальности — она наполовину узбечка (со стороны папы). Что же касается мамы, то с ее слов: «В маминой же крови намешано столько! И грузины, и русские, и поляки, и немцы…»
ВГИК
В 1978 году Матлюба окончила актерский факультет ВГИКа. Там она училась у выдающегося актера Алексея Баталова. Об этом человеке Алимова и по сей день отзывается у глубочайшим уважением: «Баталов до сих пор остается для меня эталоном личности. <…>
А знаете, как он нас выпускал на сцену? Вот стоишь, волнуешься перед выходом и только соберешься выйти в нужный момент, как он берет за плечи и шепчет: «Стой, стой, стой…», а потом тихонько подтолкнет ладонями: «Пошла!..» После этого, поверьте, уже ничто не страшно».
Дебют в кино
Сразу же после окончания ВГИКа состоялся дебют Матлюбы Алимовой в кино. ЕЕ первой ролью стала страстная Лаура в телесериале «Маленькие трагедии», поставленном Михаилом Швейцером по произведениям А.С. Пушкина.
В первой же своей картине Матлюбе посчастливилось играть вместе с такими грандами отечественного кино, как Иннокентий Смоктуновский, Наталья Белохвостикова, Николай Бурляев, Владимир Высоцкий, Сергей Юрский…
Цыганка Настя
Вслед за «Маленькими трагедиями» Алимову пригласили на роль гордой и дикой цыганки Насти в сериал «Цыган». Эта картина принесла актрисе всесоюзную славу. Алимова настолько органично вошла в эту роль, что все зрители поверили в ее цыганские корни.
Да что там зрители! Сами цыгане признали ее своей! Матлюба Фархатовна рассказывает: «До сих пор во всех аэропортах цыгане подходят и сразу начинают говорить со мной по-цыгански. Ну, понятное дело, я их сразу останавливаю: «А теперь по-русски, пожалуйста».
А вообще, я им очень благодарна за то, что они назвали меня своей. Так и сказали: «Настя, ты наша!» Я не буду вдаваться в особенности цыганских взаимоотношений, но, поверьте, такие слова дорогого стоят. Подобное говорят далеко не каждому».
Позже, в 1985 году Матлюба Алимова вновь сыграла роль Насти в продолжении «Цыгана» — «Возвращение Будулая».
Дальнейшие работы в кино
В 80-е годы Матлюба Алимова снималась в кино немало. Среди этих работ были и главные, и эпизодические роли. Наиболее известной является ее коварная Ирина — царица византийская из исторического сказа Геннадия Васильева «Василий Буслаев».
В 90-е годы Алимова отошла от кинематографа. Среди ее последних работ — роль в социальной притче грузинского режиссера Левана Закарейшвили «Они» (1992). Чуть позже вышла картина Рижской киностудии «Изобретатель фараона», где Алимова сыграла египетскую царицу Амасу. Кроме того, она снялась в одной турецкой картине.
С середины 90-х Матлюба Алимова в кино не снимается. На вопрос «почему?», она отвечает: «Можно было, конечно, сниматься, а нужно ли? Кто-то говорит, что нужно играть все, что предлагают, однако я так не считаю.
Наверное, здесь срабатывает баталовская школа. <…> Я абсолютно спокойно отношусь к тому, что живу вне мира кино. Возможно, я даже остыла к этой профессии. Хотя … с киношниками по-прежнему связей не рву…»
Рассвет
Матлюба стремительно расцветала, подобно узбекской розе. От сбора многих кровей, доставшихся ей от отца и особенно от матери, ее внешность была экзотической даже для Узбекистана.
Стыдясь показать ей свою симпатию, ее сверстники во всю проявляли по отношению к ней знаки внимания, выраженные в грубых толчках, дерганьях за ее длинные косы и даже в опрокидываниях на землю.
А почему бы, собственно, и нет? Ведь ко времени окончания школы рост будущей актрисы Матлюбы Фархатовны Алимовой составлял целых сто семьдесят три сантиметра.
Поэтому все, о чем мечтала наша героиня в те годы – это уехать поскорее от своих глупых сверстников-ухажеров из чуждого ей Андижана, да и вообще из Узбекистана в целом. Ее юная душа требовала размаха и огромных свершений – желаний, удовлетворить которые мог только кинематограф.
После окончания школы в биографии и личной жизни Матлюбы Алимовой наступает период ее рассвета – девушка уезжает в Москву, где с первой же попытки поступает на актерский факультет Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова, а ее мастером курса становится сам знаменитый Алексей Баталов.
Окончив с отличием институт в 1978 году, Матлюба по иронии судьбы становится актрисой киностудии «Узбекфильм».
Замужество
Еще во времена студенчества в Институте кинематографии в биографию и личную жизнь Матлюбы Алимовой ненадолго вошел Мурат Ахметов, первый и единственный муж актрисы.
Он учился на соседнем режиссерском факультете. Их отношения развивались стремительно, бурно и взаимно. Очень скоро они поженились. Казалось, что их счастье будет длиться вечно.
Однако скоро оно закончилось, как только Матлюба начала активно сниматься и подолгу пропадать на съемках. Мурат был горячим и вспыльчивым восточным мужчиной. Такого постоянного мужского внимания к своей красавице-супруге он вынести не мог.
Его ревность превзошла здравый смысл. Чем известнее становилась его супруга, тем жальче и ничтожнее он выглядел для самого себя. Мурат цеплялся к любой мелочи, к каждому слову и случайно брошенному взгляду, заводился и доходил до бешеного состояния, в котором мог себе позволить даже рукоприкладство.
Иметь детей Матлюба Алимова не могла, сказывался неудачно сделанный в браке аборт. Это тоже стало одной из причин для выяснения отношений со стороны мужа. В конечном итоге, устав от постоянных оправданий за вымышленные Муратом грехи, актриса подает на развод и больше никогда в своей жизни не выходит замуж, хлебнув брачной жизни сполна.
Утверждают, что жизнь Матлюбы Алимовой погубил алкоголизм
Матлюба Алимова родилась в Узбекистане в 1954 году. Ещё с детства жизнь актрисы Матлюбы Алимовой пошла не по самому благоприятному руслу. Родители девочки развелись, и мама с тремя дочерями осталась одна. Не полная женская семья сказалась на воспитании Матлюбы.
Психологическая травма после развода родителей оказала влияние на восприятии мужского пола Алимовой. Не имея представления, каким должен быть мужчина твоей жизни и как должны быть построены отношения, Матлюба Алимова невероятно неудачно вышла замуж.
Женщина, конечно же, была уверенная в том, что она сделала правильный выбор. Но, как показала совместная жизнь с мужем Муратом Ахметовым, Матлюба колоссально ошибалась.
Ревнивый и не управляемый мужчина не давал покорной женщине жизни. Унижая оскорблениями, и докораниями муж пытался уличить в измене свою супругу.
Матлюба Алимова не смогла доказать искреннюю преданность и любовь к мужу. Возможно, ей не хватило силы воли, и умения постоять за себя. Разочарованная браком, актриса Алимова развелась и на долгие годы осталась одна.
Фильмы
Дебют в кино пришелся на 1979-й. Алимовой доверили роль в пушкинских «Маленьких трагедиях», где ее партнерами значились признанные мэтры – Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский, Владимир Высоцкий. Рассказывая о сотрудничестве с последним, Матлюба Фархатовна вспоминала:
В том же году на экраны вышел «Цыган» и принес начинающей актрисе бешеную всесоюзную популярность. В том числе признание «своей» среди кочевого народа. Чтоб не разочаровать многомиллионную советскую аудиторию, режиссер даже решился на изменение финала – Будулай, как известно, вернулся.
Впрочем, в фильмографии артистки немало работ, где она перевоплощалась не только в цыганок – в «Василии Буслаеве» она византийская императрица, в «Изобретателе фараона» – египетская царица. Снималась Матлюба активно и много до лихих 90-х.
После развала страны Алимова уехала на родину и занялась реставрацией национальной старинной вышивки. Ее пропажу с телеэкранов некоторые СМИ и зрители связывали с алкоголизмом и нищенствованием, но эта информация далека от истины.
Когда это дело перестало приносить прибыль, а квартира на окраине Ташкента оказалась арестована в виду неуплаты коммунальных услуг, женщина снова подалась в Москву. От охватившего отчаяния помог найти путь московский священник.
Вскоре Матлюба решилась на принятие православия. Но даже в минуты душевного надлома ей и в голову не приходила мысль поступиться своими принципами и согласиться на роль не по душе – такова «баталовская» выправка.
В нулевых она вернулась к съемкам, сыграв в «Балладах о гусарах» и «Тарасе Бульбе», посещала кинофестивали. Например, в 2003-м на «Киношоке» от нее не могли оторвать взгляд не только на официальном приеме, но и на пляже, где она была в белоснежном купальнике.
Матлюба Алимова: «Не надо меня жалеть»
Лаура из «Маленьких трагедий», цыганка Настя из телеэпопеи про Будулая — ее героинь помнят все. А вот имя исполнительницы — Матлюба Алимова — мало кому известно.
Всего полтора десятка ролей в кино — это у Матлюбы в прошлом. «Занимается реставрацией бухарских и шахрисабских вышивок» — такова предельно скупая информация о ней в интернете. А будущее… Пока в тумане.
— Вот так зигзаг: из актрис — в швеи. Согласитесь, Матлюба, по меньшей мере странно. — Но должна же была чем-то заниматься. Тем более что фильмов у меня сейчас нет.
— У вас лично или в Узбекистане? Одно время Матлюба была частой гостьей на кинофестивалях. С Зинаидой Кириенко.
— В Узбекистане-то кино есть, но мне там нет применения. Может быть, в силу того, что я не знаю языка. Хотя я не считаю, что это веская причина.
— Вот это да! Узбекская актриса не знает родного языка? — Ничего удивительного в этом нет. Во-первых, я не чистая узбечка — только по папе. А во-вторых… Меня в детстве так часто обижали — отсюда и предвзятое отношение к языку.
— Кто обижал? — Мальчики. Им почему-то обязательно нужно было хватануть меня за косы или еще за что-нибудь. — Может, таким образом они признавались вам в любви?
— Я не знаю, в чем они там признавались. Нужно было быть на моем месте, чтобы почувствовать. А слова так и останутся словами. Их можно по-другому перевернуть и не понять, что было на самом деле. Во всяком случае в моей памяти осталось, что какие-то оскорбления в детстве я слышала только от мальчиков-узбеков.
А может, это и не оскорбления вовсе были. Может, сегодня я приняла бы их за какой-то дикий комплимент… Знаете, я как-то была в Риме, просто шла по улице, а мне без конца сигналили все проезжающие мимо машины.
Сначала я думала лишь об одном: как мои ташкентские подруги, переехавшие жить в Италию, предупреждали: «Будь осторожна, там полно проституток. Как бы тебя не приняли за одну из них». И лишь потом я вспомнила: это же Рим!
Если сигналят, значит, хотят сказать: «Виват!», «Привет!», «Ты так хороша!»… Может, когда узбекские мальчишки бросались в меня камнями и дергали за волосы, они тем самым тоже хотели выразить свое восхищение? Я не знаю…
Кстати, мне потом объясняли, что зря я так уж разобиделась. Действительно, по узбекским обычаям такого рода грубые «ухаживания» и есть комплимент. А я, балда деревянная, ничего не поняла. Как не понимала и отца…
— Он был груб? — Нет, у нас это в порядке вещей, а для европейского человека — дикость… Не скажу, что я — человек европейский. Но училась в простой советской школе, не национальной, поэтому какие-то моменты в детстве меня просто сшибали. Особенно его грубость по отношению к маме.
— Но узбекские девушки наверняка воспринимают это как должное и становятся примерными женами. — Нет, все равно возмущаются. А кроме того, моя мама ведь не узбечка. У нее столько всего намешано: есть русская кровь, грузинская, немецкая, польская…
— А цыганских корней у вас случайно нет? — Нет. Но вы знаете, одно время я и сама засомневалась, даже маму заставила покопаться в своей родословной. Но я думаю, что цыгане — это не кровь, а отношение к жизни, к миру. Глобальное понятие.
«МНЕ ГОВОРИЛИ: ДУРА, ЧТО НЕ СПАЛА С ВЫСОЦКИМ»
— После роли Насти в «Цыгане» вы для них, наверное, стали актрисой номер один. Ну разве что после Светланы Тома.
— Ой, да. Когда я видела на улице цыган, сразу переходила на другую сторону улицы. Сказать, что они меня полюбили — ничего не сказать. Цыгане меня своей считали. Так и говорили: «Настя, ты наша». Надо хорошо знать эту нацию, чтобы понять: такие слова дорогого стоят. Цыгане чужаков не признают и своими просто так не называют.
Вот Алексей Владимирович Баталов, у которого я училась во ВГИКе, — единственный человек, с которым живет цыганка. Для цыганской женщины мужчины другой национальности — табу. Нет, погулять она может.
Как они говорят: хоть три дня, но мы с тобой муж и жена. Но жить вместе и рожать детей — только с цыганом. И единственный человек, который, не будучи цыганом, был признан этими людьми, — это Баталов. Но Алексей Владимирович вообще целого табора стоит.
— Чем запомнились съемки в «Цыгане»? — Всеобщего братства, как это могло показаться, на съемочной площадке не было и в помине. Клара Лучко держалась ближе к режиссерам.
Михай Волонтир приехал на съемки со своей женой и все свободное время проводил с ней. Цыгане, разумеется, сами по себе. С Кларой Степановной после съемок виделась лишь однажды, с Волонтиром — вообще ни разу. Все меня спрашивают: где он, что с ним, а я даже не знаю, что ответить. В Бельцах, говорю.
— О съемках в «Маленьких трагедиях» у вас более приятные воспоминания? — Нет, я и «Цыгана» с удовольствием вспоминаю. Но «Маленькие трагедии» — это было что-то особенное. Дебют. Я студентка, а со мной на съемочной площадке — Белохвостикова, Калныньш.
Ну и Высоцкий, конечно. Представляете: огромный павильон «Мосфильма», работает безумное количество людей, потрясающие декорации, костюмы. Творческий гул — кипит работа. Но стоило Высоцкому только появиться в дверях павильона, как все вдруг начинали говорить исключительно шепотом.
Мне об этом никто не говорил — сама заметила. Идет человек, небольшого роста, с роскошным голосом, и говорит всегда в полтона. Но каждое слово слышно.
В нем такая мощь была, что мне казалось, будто все в стеночку вжимаются при его появлении и начинают говорить шепотом. Автопилотом — не договариваясь. А я сразу перешла с ним на «ты». Мне и в голову не приходило сказать «вы». И, конечно, все тут же решили, что у нас с Высоцким роман.
— Вам нравилось, что люди так думают? — Не знаю, но вообще приятного мало. Я-то выросла в Андижане, маленьком городке, — девочка нетронутая, чистая. Всей этой каши не знала. Не понимала, что даю повод для сплетен. Как дети, знаете, думают: вот где-то в книжках такое есть, а в жизни быть не может.
Я и мысли не допускала, что про нас с Володей могут что-то говорить. Еще перед съемками он пригласил меня на свой концерт. Сам заехал за мной на своем знаменитом «мерседесе», остановился у «Мосфильмовской».
Так гостиница чуть ли не на уши встала. Все из окон повылазили — поглазеть, кто же новая избранница Высоцкого? Через год после съемок, когда Володи уже не стало, меня ловили на «Мосфильме» малознакомые люди и выспрашивали: «Ну ты с ним хоть спала?» «Нет», — говорю. — «Ну и дур-ра!»
— Фактически перестали сниматься вы в 92-м. Это развал Союза спутал актрисе Алимовой все карты? — Мы все находились в какой-то инерции. Все время в надежде, что завтра, завтра… А завтра растянулось на много лет, и уже понимаешь, что время упущено.
Но я к этому отнеслась философски, посмотрела по сторонам: так, в России происходит то же самое, на Украине, в Грузии… Все страдают одинаково. И почему я должна думать, что достойна первого места, а все остальные, такие-сякие, пусть дома сидят?
— Ну а выход-то какой? — Я сказала себе, что если сейчас мое время и я имею право на работу в кино, значит, меня найдут где угодно и позовут, как и было раньше. А если не зовут — значит, не ко времени. Значит, я должна остановиться, со стороны посмотреть на себя и решить, что во мне не так.
— Это все философия, а на практике? — Я занялась реставрацией национальных ковров, чтобы заработать деньги.
«Теперь я не одинока»
— Честно говоря, слабо представляю себе этот род деятельности. — Сейчас я вам объясню. Сначала на домашнем станке из скрученной вручную хлопковой нити ткут полоски шириной по 25 сантиметров. Затем их сшивают. И поверху цветными шелковыми нитями вышивают узоры. Какова была моя задача?
Когда ковер от древности приходил в негодное состояние, я должна была сделать так, чтобы он снова заиграл. Все полоски разъединяла, мыла. Там, где вышивка стерлась, — вышивала заново. Если поистрепалась материя — делала заплатку. То есть из мертвого создаю живое.
— А вы что, специально для этого записались в кружок кройки и шитья? — Нет, просто я большая умелица. Вы не поверите, это такая радость, когда из кучи ветхой выцветшей материи, на которую и смотреть-то страшно, удается сделать что-то красивое.
Как-то раз я показала пару вещей, отреставрированных мною, своим друзьям-антикварщикам. Они были в восторге. Вот через них-то и пошла информация, что я умею это делать. Постепенно у меня появились постоянные клиенты, заказчики.
— Так вы обеспеченная женщина? — Ни в коем случае. Почему-то многие думают, что я несметно богата и только по собственной прихоти отказалась от съемок в кино. Это совсем не так.
— Как сложилась личная жизнь? — Детей у меня нет. Замужем была, но моего первого опыта хватило для того, чтобы не захотеть замуж во второй раз.
— Все было так плохо? — Начиналось-то все лучше некуда. Выходила замуж я по бешеной, неуемной и, что самое главное, взаимной любви. Познакомились во ВГИКе.
Он был студентом режиссерского факультета: наполовину русский, наполовину казах — Мурат Ахметов. Вообще, я его редко вспоминаю — если честно, даже не интересовалась его дальнейшей жизнью…
Мурат сильно постарался, чтобы испортить наши отношения. Я человек преданный, мягкий, и меня надо действительно очень жестоко обидеть, чтобы выпасть из моей жизни навсегда.
— За что вы не смогли его простить? — Мурат был ревнив. Чудовищно ревнив. Причем абсолютно без повода. Он постоянно во мне сомневался, цеплялся к каждой ерунде, все время пытался уличить в какой-то мнимой измене.
Самый невинный мужской взгляд в мою сторону приводил его в бешенство. А мне приходилось оправдываться. Мерзко, унизительно, несправедливо!.. Слава богу, до побоев дело не дошло.
— Все мужики, в общем, сволочи. — А все время так получалось. Я была искренна, не врала ни секунды, ждала любви, а оказывалось, все это игра — талантливо сыгранный сюжет из традиционного сценария.
Я влюбляюсь в человека, восхищаюсь им на полную катушку. В этом у меня есть что-то цыганское — один раз, но… Шла с открытым сердцем, а в ответ получала одни плевки. Но жалеть меня не надо, я не одинока (Матлюба показывает серебряный крестик. — Ред.).
— Вы христианка?! — А что тут странного? Во-первых, в Узбекистане большая православная епархия. А во-вторых, я пришла к вере уже в довольно зрелом возрасте и это был осознанный выбор.
Китайцы, например, считают, что именно к 40 годам человек становится один. И на этом этапе он должен уйти в себя и отыскать то, ради чего он живет. Я считаю, нашла. Нашла Бога. И научилась органичнее принимать все, что происходит вокруг меня. Даже выглядеть лучше стала.
— Вот с этим точно не поспоришь. Выглядите просто сногсшибательно. — Я вообще считаю, что чем меньше внимания человек обращает на свою внешность, тем лучше он сохраняется. А там (Матлюба многозначительно поднимает вверх указательный палец) мне никогда не было столько лет. И никогда, наверное, не будет…
Начало карьеры
Началась карьера у актрисы очень быстро – и очень ярко, на зависть многим. Матлюба Алимова окончила актерский факультет ВГИКа в 1978 году – и почти сразу после этого дебютировала в кино.
Причём дебютировала не просто в чём-то малоизвестном, а в телесериале «Маленькие трагедии», поставленному по произведениям Пушкина. И её роль Лауры там запоминалась очень и очень многим.
Да и в первой же постановке с ней играли такие звёзды как Иннокентий Смоктуновский, Владимир Высоцкий и так далее.
Затем настоящим успехом стал сериал «Цыган», где её роль также стала по-настоящему известной. Матлюба Алимова настолько хорошо вжилась в эту роль, что люди даже начали искренне считать, что у неё есть цыганские корни.
Цыгане начали с ней здороваться на улицах. Одним словом, слава была ещё та. Продолжение «Цыгана» лишь закрепило успех актрисы, позволив её вернуться к роли, которая так полюбилась большому количеству зрителей.
Самые красивые советские актрисы: Матлюба Алимова
Матлюба (Матлубэ) Алимова родилась 12 августа 1954 года в Андижане. По национальности — она наполовину узбечка (со стороны папы). Что же касается мамы, то с ее слов: «В маминой же крови намешано столько! И грузины, и русские, и поляки, и немцы…» .
Фамилия мамы — Эпельмахова, она сейчас живет в Твери. В 1978 году Матлюба окончила актерский факультет ВГИКа. Там она училась у выдающегося актера Алексея Баталова.
Об этом человеке Алимова и по сей день отзывается с глубочайшим уважением: «Баталов до сих пор остается для меня эталоном личности. А знаете, как он нас выпускал на сцену?
Вот стоишь, волнуешься перед выходом и только соберешься выйти в нужный момент, как он берет за плечи и шепчет: «Стой, стой, стой…», а потом тихонько подтолкнет ладонями: «Пошла!»
После этого, поверьте, уже ничто не страшно». С 1978 года Матлюба стала работать на киностудии «Узбекфильм». Матлюба познакомилась с будущим мужем во ВГИКе.
Он был студентом режиссерского факультета: наполовину русский, наполовину казах — Мурат Ахметов. Вышла замуж по большой и взаимной любви. Но Мурат был очень ревнив. Причем абсолютно без повода. Постоянно цеплялся к каждой ерунде, все время пытался уличить её в какой-то мнимой измене.
Не выдержав всего этого Матлюба развелась. Сейчас Мурат живет в Алма-Ате, и дальнейшей его судьбой Матлюба не интересуется. Сразу же после окончания ВГИКа состоялся дебют Матлюбы Алимовой в кино.
Её первой ролью стала страстная Лаура в телесериале «Маленькие трагедии», поставленном Михаилом Швейцером по произведениям А.С. Пушкина.
В первой же своей картине Матлюбе посчастливилось играть вместе с такими грандами отечественного кино, как Иннокентий Смоктуновский, Наталья Белохвостикова, Николай Бурляев, Владимир Высоцкий, Сергей Юрский.
Вслед за «Маленькими трагедиями» Алимову пригласили на роль гордой и дикой цыганки Насти в сериал «Цыган». Эта картина принесла актрисе всесоюзную славу. Алимова настолько органично вошла в эту роль, что все зрители поверили в ее цыганские корни.
Да что там зрители! Сами цыгане признали ее своей! Матлюба Фархатовна рассказывает: «До сих пор во всех аэропортах цыгане подходят и сразу начинают говорить со мной по-цыгански. Ну, понятное дело, я их сразу останавливаю: «А теперь по-русски, пожалуйста».
А вообще, я им очень благодарна за то, что они назвали меня своей. Так и сказали: «Настя, ты наша!» Я не буду вдаваться в особенности цыганских взаимоотношений, но, поверьте, такие слова дорогого стоят. Подобное говорят далеко не каждому».
Позже, в 1985 году Матлюба Алимова вновь сыграла роль Насти в продолжении «Цыгана» — «Возвращение Будулая». В 80-е годы Матлюба Алимова снималась в кино немало. Среди этих работ были и главные, и эпизодические роли.
Наиболее известной является ее коварная Ирина — царица византийская из исторического сказа Геннадия Васильева «Василий Буслаев». В 90-е годы Алимова отошла от кинематографа. Среди ее последних работ — роль в социальной притче грузинского режиссера Левана Закарейшвили «Они» (1992 год).
Чуть позже вышла картина Рижской киностудии «Изобретатель фараона», где Алимова сыграла египетскую царицу Амасу. Кроме того, она снялась в одной турецкой картине. С середины 90-х Матлюба Алимова (иногда в титрах — Ахметова) в кино снимается очень редко. Живёт в Ташкенте и занимается реставрацией бухарских и шахрисабских вышивок.
Маленькие трагедии (1979)
Цыган (1979)
В стремнине бешеной реки (1980)
Встреча у высоких снегов (1981)
Василий Буслаев (1982)
Сегодня и всегда (1982)
Сказка о Звёздном мальчике (1983)
Возвращение Будулая (1985)
Дикое поле (1991)
Проблемы
Впрочем, это не значит, что у неё не было реальных проблем. Проблемы были, да и жизнь не была таким уж «сахаром». Конечно, вряд ли мы знаем обо всех злоключениях, что происходили с актрисой, но некоторые вещи всё-таки стали известны публично.
В частности, известно о её первом неудачном браке. Как говорит актриса, её первый муж прямо-таки будто специально старался, чтобы испортить их отношения. Он ревновал, придирался – даром, что не бил. Но и без этого ситуация была относительно серьёзной. Потому детей у актрисы нет, равно как и второй раз за муж ей вовсе не хочется.
Также были серьёзные проблемы с точки зрения достатка. Многие думают, что раз в соё время актрисе был присущ успех, то и денег у неё более чем достаточно, чтобы безбедно существовать. На деле же нет.
Матлюба Алимова очень долгое время существовала фактически на пороге бедности. Немалые проблемы у неё были и с жильём. В частности, она не приватизировала свою квартиру перед отъездом в Москву.
В результате у неё возникли очень большие задолженности за коммунальные услуги, которые и вовсе привели к тому, что её разыскивали правоохранительные органы. Так что одна из её квартир и вовсе была арестована.
Начались проблемы и с ролями в кино. Актрисе уже хотелось бы сниматься, да вот только ролей также не предлагали. Потому Матлюба Алимова решила заняться немного необычной деятельностью – реставрацией национальных ковров.
Занятие это непростое, требующее немало умения, но его, к счастью, хватает. Какое-то время Матлюба Алимова хотела заниматься этим более профессионально, даже открыть настоящий бизнес, который бы специализировался только на этом, но это всё осталось только в категории нереализованных мечтаний