Первый культурист в истории кинематографа, сербский актер Гойко Митич прославился в СССР благодаря роли индейца, но стал неотъемлемой частью советского кино.
Он был спортивным, выступал за здоровый образ жизни, талантливо играл в фильмах и обладал невероятно притягательной внешностью.
Красивый, правильный Гойко был признан самими американскими индейцами «родным им по духу», получил тотемное животное – волка и стал синонимом целой эпохи в киноиндустрии.
Переезд
В конце 60-х Гойко Митич – уже стал колоритным актером, чья биография, семья и дети интересовали мировую публику, и переехал на ПМЖ в Германию.
Параллельно со съемками немецких фильмов, а также производства Румынии, СССР, стал работать на телевидении и в театре полюбившейся ему страны.
С 1975 стал артистом известного в ГДР театра Harzer Bergtheater в городе Тали, где исполнил множество интересных ролей.
В театральной жизни ему не приходилось играть индейца. Он успешно входил в образ отчаянного Спартака, любителя приключений Д’ Артаньяна и помощника бедных Робин Гуда.
Не желая расставаться со спортом, Гойко попробовал себя в качестве телеведущего на спортивном новостном канале ГДР. А с 1985 по 1989 снял серию фильмов для детей в игровой форме, где куклы Ян и Тини рассказывали интересные и увлекательные моменты из жизни.
В 1992, переехав в город Шверин, Митич устроился при Мекленбургском театре, пополнив свою биографию новыми ролями и завоевав зрительскую аудиторию великолепной игрой на сцене.
Параллельно с этим, артист выступал на фестивале, организованном Карлом Маем в городе Бад-Зегеберг в образе вождя индийского племени вплоть до 2006 года.
Детство и юность
Биография актера началась в 1940 году в Югославии. Из-за того, что страна оказалась оккупирована войсками, Гойко и брата мальчика отправили жить к бабушке и дедушке.
Там он проникся любовью к активному образу жизни и отвращением к спиртному и табаку. Бабушка воспитывала ребят в строгости и любви, семья была очень крепкой.
Отец ребят, Живойин Митич, занимался сельским хозяйством. В годы войны был участником партизанского движения.
Юность Митича во многом определил спорт – в молодости он научился скакать на лошади и лазить по горам, бегать и плавать, прыгать, фехтовать, кататься на лыжах.
Он поступил в академию спорта, где продолжил улучшать приобретенные навыки. Неудивительно, что впоследствии первым серьезным этапом карьеры Гойко стала работа каскадером.
Фильмы
За высокий рост (183 см, вес 80 кг) и привлекательную внешность вместе со спортивным телом Гойко получается первые серьезные роли.
После появления на экране в роли Чингачгука в фильме «Чингачгук – Большой Змей» он становится популярен и востребован как актер. Кинолента была снята по мотивам романа Фенимора Купера «Зверобой».
Он прославился благодаря ролям в полнометражных картинах об индейцах, например, в ленте «Белые волки», серьезную славу ему принесла роль Спартака.
В общей сложности он снялся более чем в десятке картин, в которых индейцы противостояли ковбоям. Партнерами артиста по площадке были звезды телеэкранов – Барбара Брыльска и Дин Рид.
Он стал популярен в странах бывшего советского союза – красивый, с проникновенным взглядом, стал настоящим секс-символом. Фото Гойко на коне раскупались женщинами по всей стране. Однако у себя на родине он оказался практически неизвестен.
В зрелости Гойко Митич переезжает в Германию, где работает в качестве театрального актера и режиссера, затем он возвращается к работе в кино и на телевидении. Но культовая роль индейца Митича преследует всю жизнь. В 2021 году он сыграл вождя краснокожих в постановке в берлинском театре.
Тогда же Гойко вновь появился в образе индейца в вестерне «Виннету и Олд Шаттерхенд». Ему досталась одна из ведущих ролей. Главных персонажей исполнили актеры Ник Хэлилай и Вотан Вильке Мёринг.
Центральный герой – молодой инженер Карл Май – прибывает в Америку для работы в железнодорожной компании. Однажды Карл знакомится с предводителем апачей Виннету и становится другом мужчины и его племени.
Апачи дают новому товарищу имя Олд Шаттерхенд. Вместе с племенем Май начинает сражаться с компанией, которая планирует проложить железную дорогу через земли краснокожих.
Образы, сыгранные в кино Гойко Митичем, настолько врезались в память советской молодежи, что в уже современной России многие исполнители и музыканты отдают дань памяти им в своем творчестве. Упоминания об актере присутствует в творчестве Шнура, Сергея Трофимова и группы «Ляпис Трубецкой».
Начало карьеры
Гойко Митич родился 13 июня 1940 в небольшой деревушке Стройковце в Сербии. Территория, где родился будущий артист, была оккупирована немецкими захватчиками, поэтому его с братом Драганом отправили жить к бабушке в Белгород.
С раннего детства мальчик увлекался разнообразными тренировками, уделяя особое внимание физическим нагрузкам и тренажерному залу.
Среди любимых видов спорта Гойко были гандбол и футбол, но наибольших успехов он достиг в легкой атлетике и гимнастике.
Здоровый образ жизни без курения и алкоголя при сильных физических нагрузках предопределил выбор профессии.
Получив диплом о среднем образовании, Митич поступил в Белгородский институт на специальность физическая культура, решив стать тренером.
Молодому спортсмену легко давалось выполнение опасных трюков, где другим актерам требовались дублеры. Поэтому с 1960 Митич решил попробовать себя в роли каскадера в кино, чтобы поправить финансовую ситуацию.
Впервые в образе дублера главного героя фильма Гойко попробовал себя в английском фильме «Ланселот и королева», вышедший на экраны в 1961.
Именно в этом невероятном образе его заметил режиссер итальянского фильма «Венецианские катакомбы» 1962, пригласивший начинающего актера на небольшую, но яркую роль.
Первые образы в кино имели в жизни каскадера большое значение. Талантливый Гойко Митич привлек внимание сценаристов и режиссеров, которые стали приглашать его на роли в своих картинах.
Никогда не задумывавшийся о карьере актера кино Гойко с удовольствием принимал участие в съемках, даже не задумываясь о карьере в области кинематографии.
С 63 по 65 годы он снялся в нескольких западногерманских вестернах в образе индейца. Колоритная внешность молодого человека позволила ему волей случая начать свою карьеру в актерской среде.
В 1965 Гойко пригласили на главную роль в Чешском фильме «Сыновья Большой Медведицы». Картина, снятая режиссером Йожефом Маха собрала обширную аудиторию и побила все рейтинги по просмотрам.
А Гойко Митич превратился в звезду, чья биография, все подробности о семье и детях стали интересовать многомиллионную публику.
Не прошло и года, как каскадер оказался в новом фильме немецкого режиссера «Чингачкук – Большой Змей», прогремевший по всему СССР.
Затем Гойко стал регулярно появляться в главных ролях в других, не менее популярных картинах, ежегодно снимаясь в кино вплоть до 1988, завершившийся съемками в картине «Охотники в прериях Мексики» в роли индейца.
Фильмы, в которых появлялся знаменитый актер и каскадер, снимались не только на территории Сербии, но и в СССР, а также горах Кавказа и на полуострове Крым.
Личная жизнь
Личная жизнь у популярного актера оказалась насыщена множеством служебных романов и отношений с поклонницами. Красавица Рената Блуме не устояла перед чарами Гойко во время совместных съемок, у них закрутился бурный продолжительный роман.
Однако Гойко не искал серьезных отношений на всю жизнь, он говорил девушке, что жена и дети – это не его путь. В итоге Рената ушла от Гойко, и через некоторое время расстроенную женщину приметил американский актер Дин Рид. Еще у актера случился роман с Барбарой Брыльской.
Женщины обожали Митича, он оказался для них магнитом. Только сам Гойко видел себя в роли вольного орла, которому не суждено осесть. Однако дети у Гойко все-таки появились. У него родилась дочь, которая занимает важное место в сердце и жизни актера.
Девушку зовут Наталья. Она родилась 26 декабря 1992 года после романа артиста с итальянкой Рамоной. Однажды знаменитость рассказал о выборе имени для новорожденной.
Так как малышка появилась в рождественскую неделю, а в Италии, поздравляя друг друга с Рождеством, говорят: «Бон натали!», то артист подумал, что если дочку назвать именем, созвучным с праздником, то она будет счастливой.
Сейчас Наталья живет в Италии с мамой, но часто видится с отцом и даже играла с ним в театральных постановках. Они вместе ездят отдыхать летом в Грецию. Несмотря на возраст, Гойко обожает погружаться с аквалангом на 30-метровую глубину.
В жизни артиста есть любимая женщина. Но Митич не распространяется о ней, чтобы пару не осаждала пресса. В 2021 году актер побывал в Крыму. Тогда с ним побеседовал журналист. Гойко тепло отозвался о России. Сказал, что чувствует себя здесь как дома.
В 1999 году не стало мамы актера. Женщина умерла после натовских бомбежек в Югославии. В интервью Гойко вспомнил, что тогда родительница проснулась ночью от разрыва бомб. В дом не попали, но мама испытала сильнейший стресс. После этого женщина перестала говорить, потом отказалась от еды. В итоге у нее остановилось сердце.
Гойко Митич сейчас
Актер играет в театре в Берлине и снимается в кино. В 2021 году он появился на российском телевидении – героиня программы «Пусть говорят» Вера Сотникова была влюблена в актера с детства, и продюсеры сделали ей сюрприз, пригласив Митича на съемки.
При первом появлении она не узнала Гойко – возраст изменил внешность любимого актера, зато потом долго радовалась и общалась с Митичем.
На февраль 2021 года намечен выход фильма «Балканский рубеж», где Гойко Митич задействован в одной из центральных ролей. Коллегами артиста по съемочной площадке стали Гоша Куценко, Антон Пампушный, Милош Бикович и другие.
В картине речь пошла о происшествиях 1999 года. НАТО бомбит Сербию и отдает Косово на разграбление албанским бандитам. Роль России в этих событиях – урегулировать конфликт. При этом аэродром «Слатина» отдают под контроль албанского полевого командира Смука.
В это же время два российских разведчика Андрей Шаталов и Бек Етхоев совершают операцию по захвату аэродрома. Силы, вовлеченные в конфликт, в недоумении: не могут понять, под чей же контроль перешла важная в этих событиях база.
В это же время из Боснии в Косово отправляется российский десантный батальон, который совершит марш-бросок на 600 км. Но обстоятельства складываются не в пользу российских бойцов.
Народный индеец СССР: Гойко Митичу — 80!
Гойко Митич, серб по национальности, родился 13 июня 1940 года в югославской деревне Стройковц, расположенной неподалеку от города Лесковац.
В годы Второй мировой войны воспитанием будущего кумира советской молодежи занимались его мать, бабушка и дедушка: отец Гойко ушел в партизаны. С детства Митич увлекался спортом — играл в футбол, гандбол, занимался легкой атлетикой и гимнастикой.
Окончив школу, он поехал в Белград и поступил в физкультурный институт. Дебют Гойко Митича состоялся в качестве каскадера на съемках английского исторического фильма «Ланселот и королева».
Звезда актера зажглась в 60-х годах XX века, когда в Европу проникла мода на вестерны. Свои первые «индейские» роли Митич сыграл в экранизациях литературных произведений немецкого писателя Карла Мая, которые снимались в ФРГ.
В середине 1960-х актер переехал в ГДР, где вынашивались планы создания идеологически верного ответа западногерманским вестернам, завоевавших популярность среди зрителей.
Переломным моментом в карьере Гойко Митича стал фильм «Сыновья Большой Медведицы», снятый на киностудии DEFA чехословацким режиссером Йозефом Махом.
Вышедшая на экраны ГДР кинокартина произвела настоящий фурор: ее посмотрели более 9 миллионов человек — то есть, фактически каждый второй житель страны. В 1966 году фильм был приобретен для проката в Советском союзе и вскоре звезда Гойко Митича взошла над одной шестой частью суши.
Ключевым отличием кинокартин студии DEFA от вестернов, снятых по ту сторону «железного занавеса», была социальная проблематика сюжетов. Создатели «социалистических» вестернов сделали упор на борьбу угнетенного коренного населения Северной Америки против иноземных колонизаторов.
Если в классических вестернах времен Золотого века Голливуда индейцы изображались злобной и невежественной массой, способной лишь уничтожать ростки цивилизации, то в фильмах студии DEFA им была отведена совсем другая роль.
В них представители коренного населения североамериканского континента выступали в роли благородных, справедливых и свободолюбивых людей, противостоящих жадным до денег захватчикам-капиталистам.
Гойко Митич, исполнивший главную роль в «Сыновьях Большой Медведицы», мгновенно стал кумиром неравнодушных к вестернам советских зрителей.
Серия фильмов студии DEFA с триумфом прошла в отечественном прокате, собрав у экранов десятки миллионов человек. Некоторые картины цикла частично снимались на территории СССР — в Крыму, на Кавказе и под Самаркандом.
Благодаря своей великолепной физической форме Гойко Митич выполнял все трюки сам, непринужденно управляя лодкой, вскакивая без помощи рук на коня и взбираясь по отвесным скалам, а вот съемки сцен, где фигурировала «трубка мира», стали настоящей пыткой для некурящего актера.
Образ индейца, воплощенный актером, заслужил признание со стороны представителей коренного населения США. Увы, интерес зрителя к восточногерманским вестернам не мог быть бесконечным.
Последний «индейский» фильм студии DEFA с участием Митича вышел в 1988 году. Но актер не остался без работы, найдя себе место на телевидении и театральной сцене, исполнив роли Труффальдино, Робина Гуда и Спартака.
По иронии судьбы, Гойко Митич так и не смог полностью отойти от индейской тематики. Начиная с 1992 года Гойко Митич на протяжении многих лет участвовал в представлениях на ежегодном летнем фестиваля Карла Мая в Бад-Зегеберге, выступая перед зрителями в образе вождя апачей Виннету.
Кроме того, одной из театральных работ актера стала роль индейца в театральной постановке «Пролетая над гнездом кукушки».
В 2021 году стало известно, что Гойко Митич впервые за всю свою карьеру сыграет серба. Кумир советских зрителей принял участие в съемках российской драмы «Балканский рубеж», посвященной трагическим событиям в Югославии.
Гойко Митич особо подчеркнул, что решение сыграть в этой кинокартине — принципиальное. Во время бомбардировок Югославии силами НАТО скончалась мать актера. Посетить ее могилу Гойко Митич смог только полгода спустя.
Фильмография
1963 – «Виннету: Хищники из Россвеля»
1966 – «Сыновья Большой Медведицы»
1967 – «Чингачгук — Большой Змей»
1968 – «След Сокола»
1969 – «Белые волки»
1971 – «Оцеола»
1973 – «Апачи»
1974 – «Ульзана»
1980 – «Архив смерти»
1983 – «Вождь Белое Перо»
1988 – «Охотники в прериях Мексики»
1995 – «Запретная любовь»
2012 – «Последнее лето в Европе»
2016 – «Виннету и Старый Шаттерхенд»
2019 – «Балканский рубеж»