Советский фильм «За двумя зайцами» у многих зрителей до сих пор входит в список лучших комедий, хотя с момента выхода киноленты прошло уже 60 лет.
Снят фильм, как говорится, с душой. Здесь прекрасный сюжет, яркие роли, а цитаты персонажей зрители разобрали на цитаты. Снять такой фильм с добрым настроением оказалось непростой, однако результат стоил этих стараний.
Первый вариант сценария по пьесе Михаила Старицкого «За двумя зайцами» режиссер Виктор Иванов написал сам. Однако рукопись не утвердили – не увидели чиновники нам ни патриотических ноток, ни идейности.
Поэтому разрешения на съемки Иванов получить не смог. Режиссер доказывал, что в фильме будет высмеяно мещанство, но не пробирало партийных работников из идеологического отдела ЦК.
В итоге все-таки средства были получены, однако совсем не в том объеме, на которые можно снять зрелищную комедию.
Чиновники из Госкино определили, что фильм «За двумя зайцами» будут снимать на украинском языке и показывать только украинскому зрителю.
Съемки вне киностудии решили снимать на улицах Киева, а главные роли вначале отдали Николаю Гриценко и Майе Булгаковой. Однако после проведения всех проб ситуация изменилась.
На роль Свирида Петровича Белохвостого определили Олега Борисова, прекрасно вписавшегося в образ. Что касается Майи Булгаковой, то ей фатально не повезло. Приехав на кинопробы, она застряла в лифте на киностудии.
Режиссер прождал актрису два часа, а потом вышел в коридор, где столкнулся с Маргаритой Криницыной, штатной актрисой киностудии имени Довженко.
Режиссер попросил ее подыграть на пробах, так как актриса играла эту роль в театре, а потом и вовсе отдал ей роль Прони Прокоповной. Решающую роль сыграло то, что Борисов и Криницына гармонично смотрелись в кадре.
Режиссер был очень требователен к актерам. Он видел каждую ошибку, каждый недочет и устраивал «разбор полетов». Понятно, что больше всех доставалось Маргарите Криницыной.
Этой актрисе вообще пришлось очень нелегко на съемках – сложный грим, большая ответственность и критика со стороны режиссера.
Доставалось и Олегу Борисову, который к тому моменту уже был звездой, поэтому отстаивал право корректировать роль. Но режиссер не шел на компромиссы и требовал того, что хочет он.
Разряжал обстановку на съемках голландский попугай, который большую часть реплик выучить не смог, но отменно ругался матом и кричал раньше режиссера «Мотор» и «Стоп».
Одним из самых сложных эпизодов фильма «За двумя зайцами» была сцена с открыванием бутылки шампанского. Постоянно не хватало мощи, чтобы облить пеной всех участников сцены.
В итоге решено было просверлить дно емкости, подцепить туда тонкую трубочку и подавать по ней шипучую слабощелочную смесь, сделанную из соды и мыла.
Получилось эффектно, но не все актеры услышали, что в бутылке не шампанское. Актер Николай Яковченко широко открыл рот и только тогда узнал, что в бутылке вовсе не игристое вино.
Презентовали киноленту в киноклубе в спальном районе Киева. Постепенно фильм разошелся по кинотеатрам города.
Чиновники, увидев, какую кассу собирает комедия, приняли решение запустить ее во всесоюзный прокат. Для этого фильм перевели на русский язык.
Виктора Иванова после выхода фильма «За двумя зайцами» сильно критиковали за вольное обращение с первоисточником. Однако зрители приняли картину «на ура».
Олег Борисов из-за плотных съемок потерял работу в театре имени Леси Украинки. Позже перед ним извинились. Но актер обиделся и уехал в Ленинград, где стал работать в БДТ.
Маргарита Криницина настолько плотно стала ассоциироваться у режиссеров с образом некрасивой Проньки, что новых главных ролей ей не давали.