Летом 1993 года экспедиция под руководством новосибирского археолога Натальи Полосьмак исследовала на плато Укок на юге Республики Алтай курган Ак-Алаха-3.
В кургане было обнаружено захоронение женщины пазырыкской культуры (VI-III век до н. э.).
Благодаря образовавшейся еще в древности ледяной линзе хорошо сохранилось не только мумифицированное тело самой женщины, но и органический материал, такой как ткани.
Несколько позже мумия приобрела собственное имя «Укокская принцесса» или «Принцесса Укока». Об этом я уже писал в статье «Тайна Принцессы Укока — Принцесса Ак-Кадын и Хранитель Земли?».
Но сейчас я хочу поговорить несколько о другом, хотя и связанном напрямую с Принцессой Укока. Очень часто в статьях, посвященных Принцессе Укока можно увидеть эту реконструкцию лица. Реконструкция лица пазырыкской «девушки», выполненная Марселем Ниффенеггером.
И на основании этой реконструкции вдруг начинают делать выводы не только о мужеподобном облике самой принцессы, но и облике пазырыкских женщин и сибирских скифов в целом.
Во-первых, никакие реконструкции лица Принцессы Укока в Новосибирске или где-либо еще не проводились.
Проводились генетические исследования, показавшие, что еще в детстве она переболела остеомиелитом, что могло быть следствием травмы.
Уже в зрелом возрасте у нее начал развиваться рак груди, уничтожавший ее в течение последних 5-7 лет жизни и достигший к моменту смерти четвертой, последней стадии.
Во-вторых, реконструкция лица была выполнена по черепу (как предполагалось, девушки) из кургана Ак-Алаха-1, а не Ак-Алаха-3.
Кто не знает, в кургане Ак-Алаха-1 было обнаружено 2 тела: взрослого мужчины и более мелкий костяк, который (предположительно) принадлежал девушке.
Это дало основание назвать ее сибирской амазонкой-воительницей. Естественно, версия о сибирских амазонках тут же начала обрастать домыслами.
Эта реконструкция по слепку черепа была выполнена швейцарским антропологом Марселем Ниффенеггером в 2010 году.
Как заявлял сам Марсель Ниффенеггер, с помощью своего метода реконструкции он получает 75% точность, остальные 25% приходятся на интерпретации.
В случае с конкретно этой реконструкцией, к интерпретациям относится форма носа, прическа, цвет глаз и волос, а также татуировка — копия татуировки с мумии принцессы Укока, так как оригинальная татуировка не сохранилась.
При этом сам Марсель Ниффенеггер, по его собственным словам, был несколько шокирован слишком мужеподобным лицом, которое он получил, поэтому постарался смягчить его, придать ему женственности. Об этом еще в 2015 году писал портал «Сибирский туристический справочник«.
Тот же портал чуть позже опубликовал новую статью, где указывается, что сотрудники новосибирского Института цитологии и генетики СО РАН смогли точно установить пол погребенных в кургане Ак-Алаха-1.
Анализ ДНК показал, что оба скелета оказались мужскими. Принадлежность второго тела юноше и объясняет мужеподобные черты лица так называемой «алтайской амазонки».
Так теория ученых о таинственной «алтайской воительнице» была развеяна. Однако интернет сохранил фотографии реконструкции лица древнего жителя Сибири скифского времени (VI-III век до н. э.), сделанного Марселем Ниффенеггером.
И за неимением реконструкции лица самой Принцессы Укока в качестве такой реконструкции многие стали использовать реконструкцию лица юноши.
Итак, тела в кургане Ак-Алаха-1 не были забальзамированы, поэтому их первоначальную принадлежность мужчине и девушке определили по скелетам методом физической антропологии.
Но уже тогда ученые обратили внимание, что скелет, как они предположили, девушки 16-17 лет, имеет отдельные ярко выраженные неженские черты: крупный череп, массивная нижняя челюсть.
Также, как отмечает Наталья Полосьмак в книге «Стерегущие золото грифы», одежда «девушки» присуща мужскому пазырыкскому населению. Генетический же анализ однозначно показал принадлежность скелета юноше.
Что же касается внешности Принцессы Укока, то, повторю, никакие реконструкции ее прижизненной внешности никем и никогда не проводились.
Как она выглядит в настоящее время вы можете увидеть сами, посетив Национальный музей имени Анохина в Горно-Алтайске.