Пятнадцатого января 1969 года, ровно 53 года назад, в истории «Битлз» произошло очень важное событие, благодаря которому уже распавшаяся группа смогла вернуться в студию,
Закончить запись альбома «Get Back», который позже вышел под названием «Let It Be», и даже записать еще один, последний альбом «Abbey Road» – и только после этого благополучно завершить своё существование.
Незаметно для Пола и Джона Джордж стал самодостаточной творческой фигурой.
Это важное событие – возвращение Джорджа Харрисона. В недавно вышедшем сериале «Get Back» режиссера Питера Джексона очень подробно показано, как Джордж заявляет:
«Я ухожу», как оставшиеся в студии трое участников группы явно не знают чем заняться, как они безуспешно пытаются связаться в Харрисоном, чтобы хотя бы поговорить с ним – но всё безрезультатно.
Когда, наконец, в этот день, 15 января, через пять дней после ухода Джорджа, с ним всё-таки получилось встретиться, переговоры заняли пять часов. В фильм они не попали, потому что встреча происходила вне студии, соответственно, не под камерами.
Она состоялась в доме Ринго Старра, который находился в лондонском районе Брукфилдс. За прошедшие пять дней пока «Битлз» не существовали, Джордж уже нашел себе новое занятие.
Он оказался на руководящей должности на киностудии «Twickenham Film Studios» – настолько бесповоротно он для себя решил, что «Битлз» ему больше не нужны.
У него уже было полно дел, в которые он успел погрузиться и он мог себе позволить практически поставить ультиматум: условия, при которых он мог бы вернуться.
В этот период Джон довольно серьезно сидел на наркотиках – в кадре он много беспричинно смеётся и дурачится.
Первым категорическим условием было – отказаться живого выступления перед публикой. Довольно безумные предложения по проведению концерта-презентации постоянно обсуждались между музыкантами и менеджерами.
Выдвигались идеи выступить в Египте или на большом круизном лайнере. Всё это изначально выглядело, как сомнительная авантюра.
После последнего катастрофического окончания турне по США в августе 1966 года, когда уже вся группа сидела в самолете, направляющемся домой, все дружно решили, что с концертами надо завязывать, а Харрисон громко крикнул: «Вот и всё! Я больше не битл!» – этот возглас даже оказался записанным на магнитофон.
После переезда на Сэвил-Роу в студии стало теплее в буквальном смысле слова.
Вторым пунктом Джордж потребовал, чтобы сеансы звукозаписи были перенесены из Твикенхема в новую студию, которая находилась в подвале штаб-квартиры «Apple» на Сэвил-Роу в Лондоне.
Джордж: «Было решено, что будет лучше, если мы снова соберемся и всё-таки закончим запись. В студии в Твикенхэме было очень холодно и не очень приятная атмосфера, поэтому мы решили отказаться от неё и отправиться на Сэвил-Роу».
Условия Харрисона были приняты. В ответ он также согласился на некоторые уступки. В частности, он не стал возражать, чтобы вместе с музыкальными инструментами в студию «Apple» переехали камеры и продолжилась съемка фильма – слишком уж много сил уже было на это потрачено.
Благодаря этому мы имеем сейчас возможность наблюдать всю хронику «полураспада» группы поминутно, словно это была онлайн-трансляция.
Кроме этого, ультиматум Харрисона не исключал живого выступления перед камерами – он исключал только зрителей. Так и появился «Концерт на крыше» – он был просто-напросто самым простым и естественным решением, который устроил всех:
пиарщикам нужно было заметное событие, о котором напишет пресса, киношникам – место, удобное для подключение аппаратуры, а Харрисону – сцена, без зала, категорически недоступная для зрителей. И Джордж её получил.