Википедия сообщает, что Сергей Полунин – талантливый танцор, артист балета, скандально известный бунтарь, мечтающий изменить мир, будоражащий миллионы поклонников интересными выходками.
Танцовщика знает весь мир, ведь Полунин объездил тысячи стран, покорил публику талантом и харизмой. Биография Полунина интересна не только россиянам.
Титулованный участник «Большого балета» до достижения 30 лет получил огромное количество наград. Поработать с Сергеем мечтают художественные руководители многих театров. Полунин не разменивается по мелочам, сотрудничает только с профессионалами, выбирает стоящие и интересные работы.
Детские годы
Сережа родился 20 ноября 1989 г. на Украине, в южном городе Херсоне. С детства ребенок всесторонне развивался, любил слушать музыку, постоянно танцевал и выделывал перед взрослыми акробатические трюки. Родители видели, что у малыша талант.
В 3 года семья отдала мальчика на занятия в гимнастическую школу. Преподавателю понравился маленький глазастый ребенок, похожий на папу. Он был необычайно музыкален и пластичен, схватывал информацию на лету.
Малыш не был в восторге от занятий, первое время работал неохотно, просто боялся огорчить родителей. Постепенно занятия начали приносить удовольствие. Полунин признается, что благодарен родителям, которые разглядели в нем талант и убедили его не бросать занятия.
Детство ребенок провел за танцевальным станком. Во втором классе Полунин уже танцевал в художественной танцевальной школе «Ювета».
Преподаватель Шабаршина постоянно выделяла Сережу, хвалила его, советовала не бросать танцы. В 9 лет родители отправляют мальчика заниматься в хореографическое училище в Киев.
Мать Галина проживает в столице вместе с мальчиком, а отец уезжает в Португалию, чтобы заработать деньги на обучение ребенка. В Киеве Сергея ожидала долгая и упорная работа. Строгие преподаватели – Костюков, Прядченко и Мартыненко не давали юному танцору спуску.
Постоянные тренировки, диеты, музыкальные занятия, самодисциплина и режим утомляли Сережу. Он грезил о большой сцене, видел себя известным артистом. Мальчик терпеливо шел к цели. 2002 год дал маленькому танцору шанс показать себя.
На Международном конкурсе Сержа Лифаря Полунин завоевал любовь зрителей и похвалу судей. Танцору присуждают первое место и открывают дорогу в мировую хореографию.
Спустя год после победы в конкурсе Сергея зовут на обучение в лондонскую школу балета. Будущую звезду отправляют учиться в Англию с надеждой на головокружительную танцевальную карьеру.
Годы детства и юности артиста
Молодой человек родился 29 ноября 1989 года в украинском городе Херсон. Ему повезло появиться на свет в приличной и любящей семье.
Родители старались заниматься ребенком и уже в три года отдали его обучаться в гимнастическую школу. Преподаватели с первых же занятий сумели отметить пластичность малыша. Также оценили его тонкий музыкальный слух.
Буквально через пять лет Сергея родители решают перевести в хореографическое училище. За короткий срок ему удается стать лучшим учеником. Благодаря этому в восьмилетнем возрасте мальчик переезжает учиться в Киев.
Мама отправляется с ним, а папа уезжает на заработки в солнечную Португалию. Учеба требует вложений, которые покрывает работа отца.
Все вложения и потраченные силы семьи окупаются, ведь в 13 лет мальчик начинает завоевывать призовые места в международных конкурсах. А спустя год Сергей переезжает в Лондон для того, чтобы продолжить свое обучение в Школе королевского балета.
В неизведанной для себя стране молодой человек и начинающий танцовщик не опускает руки, продолжая трудиться изо всех сил. Скоро он выходит в финал международного конкурса «Приз Лозанны». А в 17-летнем возрасте ему удается войти в состав балетной труппы Королевского театра в Ковент-Гардене.
Балет
С 17 лет Сергей трудился на сцене лондонского театра. Поначалу главные роли ему не доверяли, но через 2 года юноша стал продвигаться вперед по карьерной лестнице. Сергей становится самым молодым премьером в истории театра.
Полунин исполнил главную партию в «Баядерке», затем наступило время работы во второстепенном составе. Набравшись опыта, юноша снова получает главные партии в «Спящей красавице» и «Золушке». Принц Дезире настолько полюбился зрителям, что труппу вызвали на «бис» несметное количество раз.
Фильмы
В 2021 году вышел документальный проект «Танцовщик», рассказывающий о жизни Полунина с юных лет. Режиссером яркой картины стал Стивен Кантор. В 2021 году состоялся дебют артиста в художественном фильме. В киноленте «Убийство в Восточном экспрессе» он сыграл роль графа Андрени.
Сергей признался, что переживал из-за отсутствия опыта, поэтому свободное время проводил за внимательным изучением работы коллег — Джонни Деппа, Джуди Денч и Люси Бойнтон.
В мае 2021 года в кинотеатрах России состоялся показ шпионского боевика «Красный воробей», в котором Полунин исполнил второстепенную роль. Затем последовали работы в фильме-сказке «Щелкунчик и четыре королевства», где сыграл кавалера Сладостей.
Яркой в фильмографии Полунина стала работа в биографической драме «Нуреев. Белый ворон». Режиссером ленты выступил Рэйф Файнс, известный любовью к русской культуре.
Сам артист появился в фильме как Александр Пушкин, преподаватель ленинградского хореографического училища. Интересно, что Файнс сам озвучил персонажа, читая текст на русском языке.
На главную роль — Рудольфа Нуреева — пригласили украинского артиста балета Олега Ивенко, внешне схожего с главным героем. Полунину же достался образ артиста балета Юрия Соловьёва.
Неудачи
В 2011 г. молодой человек начал активно употреблять наркотические вещества. Об этой зависимости узнало руководство театра.
Первое время художественный руководитель терпел выходки молодого бунтаря, но чаша терпения переполнилась. На репетиции Сергей поссорился с руководством, выразив свое недовольство репертуаром.
Полунину указали на дверь, он ушел из труппы, решив построить карьеру в другом месте. Мечты об американских театрах вмиг разрушились.
В Америке были наслышаны о тяжелом характере Полунина, его губительном пристрастии и упрямстве. Желтая пресса писала, что он голубой. Юноше отказали в работе все известные коллективы.
В 2012 г. Полунин переезжает в Россию. Его принимают на работу в театр им. Станиславского, предлагают сотрудничество в Новосибирске, приглашают в Баварский балет в Мюнхене.
Карьера артиста снова идет вверх. После участия в проекте «Большой балет», где танцор занимает первое место, он вновь становится звездой балета, которого узнают на улицах.
Звезда мирового балета Сергей Полунин: За карьеру танцовщик не может заработать даже на квартиру
Сергей Полунин — мировая звезда, самый прославленный из поколения «молодых балетных». В 19 лет он стал самым молодым в истории премьером Королевского балета в Лондоне. Его называют «плохим парнем», «Джеймсом Дином» подмостков.
Он снимается в кино с Джуди Денч, Джонни Деппом и Пенелопой Круз. Райф Файнс предлогает ему сыграть в кино роль Нуриева. Микки Рурк берет у него интервью.
Его танец в клипе Houzer «Take me to church» набирает 20 миллионов просмотров. Теперь в «гонку за Полунина» включилась компания BBC — ее фильм «Танцовщик» сегодня выходит в российский прокат.
«В индустрии нет уважения к танцовщикам»
Мы сидим с Сергеем Полуниным в небольшой комнатке в ЦУМе. Я прячу ногти (не успела на маникюр) и рассматриваю его руки — знала, конечно, что у Сергея много татуировок, они придают ему немного матросский вид, но чтобы столько…
Веселого разговора не получается, да и не должно. Ведь «Танцовщик» — рассказ о том, как танлантливый человек бросает все, чтобы найти себя.
— Я ждала от фильма какого-то нравоучения для родителей и детей — мол, вот как удачно все сложилась. Но теперь мне даже не ясно, стоит ли отдавать детей в балет — столько сложностей…
— Сейчас я был в Праге, и меня спросили, если бы у меня были дети, отдал бы я их в балет? Мне кажется, что ребенок должен очень-очень сильно хотеть этого. Потому что, если расписать ег дальнейшую жизнь на бумаге, то выйдет не так уж и радостно и в творчестве, и в карьере, и в деньгах.
— Балет же высокооплачиваемый «бизнес», если можно так сказать… — Конечно, финансовый момент — не главный. Но я тут подсчитал, что ни один танцовщик не зарабатает даже на кавртиру за свою карьеру.
У оперных певцов, к примеру (я знаю некоторых) — по тринадцать домов. А лучшие танцовщики могут по 30 лет выплачивать деньги за одну квартиру. К примеру, в лондонском Королевском балете оперный певец получает за выход больше, чем 30 танцовщиков за месяц.
Хотя, я бы не сказал, что опера ценится зрителями выше. Но это более влиятельный «бизнес». В любом театре музыка и опера забирают львиную часть гонораров. А балет живет на то, что осталось.
Например, в Мюнхене (сейчас Серегей — приглашеный солист Баварского балета — ред.) в год проходит девять премьер опер и одна премьера балета.
Музыка — это диски, звукозаписывающие компании, это огромная индустрия. А для балетных нет пока платформы, на которой тврчество можно было бы увековечивать, ну и продавать.
— Да, в iTunes балет не «засунешь»… — Есть еще одна проблема. Танцовщики все юные, и век их на сцене не долог. Поэтому их сложно «продавать». Например, на Украине в Национальной опере был поднят вопрос, почему у оперных в 4 раза выше зарплаты?
На что генеральный директор ответил, что у них семьи, и их надо кормить. Я не хочу ничего забирать у оперы, я хочу, чтобы появилось уважение к танцовщикам. У хореографов есть и менеджеры, и агенты, и свобода. Они — миллионеры.
А премьеры балета, что в Лондоне, что в Москве, живут в весьма стесненных условиях. Я знаю случаи, когда вместе живет по пять-шесть семей, снимая большую квартиру. Но это же взрослые люди, чья карьера уже подходит к концу!
Причем интерес у зрителей к балету был и есть колоссальным. А у индустрии нет уважения к танцовщикам. Например, когда я снимался в «Убийстве в Восточном экспрессе», меня поразило, как ко мне относятся мировые звезды.
У Джуди Денч, Пенелопы Круз было колоссальное уважение к тому, что я — танцовщик. И сложно что-то изменить, потому что театров немного. И, если кто-то недовлен, то позиция театра простая: «Не хочешь — следующий».
«Я ушел из Королевского балета, потому что меня обманули»
— И, видимо, еще узость этого мира превращает его в подобие мафиозной структуры: тут начал качать права — там не возьмут.
— Все театры в Америке и Европе сотрудничают. Я знаю случаи, кгда танцовщик уходил из Королевского Гранд-Опера, а директор обзванивал другие театры: «не берите его». Моего знакомого так не взяли в театр Сан-Франциско. И, выходит, что он уже и тут не хочет работать, и там не может.
Этот контроль выгоден театрам. Я же не просто так психанул и ушел из Королевского балета в Лондоне. Я был обманут: ходил к менеджеру, ходил к другим людям и говорил — хочу поехать в Новосибирск, куда меня звали.
А меня успокаивали — мол, через полгода мы эту же партию дадим тебе здесь, не надо тебе никуда ехать…
— А какую партию вы хотели танцевать? — Зигфрида в «Лебедином озере». В итоге я никуда не поехал. А в своем театре мне так и не дали его танцевать. Так же я говорил, что хочу сниматься в рекламе, участвовать в ток-шоу на телевидении.
Мне обещали помочь, но все закончилось лишь разговорами. А ты же никого не знаешь сам! Ты там со школы учишься, доверяешь учителям и директору. Приходишь в театр и думаешь, что директор — это твой бог.
Мне говорили не брать ни в коем случае менеджера, потому что без него я буду больше получать. И я всегда думал, что менеджеры — это плохие люди, которые у тебя забирают деньги.
Дэвид Ляшапель (знаменитый фотограф, который и предложил Сергею сняться в клипе Houzer «Take me to church» — ред.) спросил, где же мой агент? Я посмеялся и сказал, что он мне не нужен. Только потом понял, что это необходимо.
— Как вы решились на такой шаг — бросить одну из лучших мировых балетных сцен? — Я никогда не видел, чтобы так много работали, как кордебалет в балете. По 11 часов в день шесть дней в неделю и месяц — отпуск. Это ужасно, тяжко.
В год обычно выходит один спектакль, и не факт, что ты там будешь занят. Я пытался понять, задавал вопросы — зачем тогда быть в театре? Мне отвечали — ну, если ты травмируешься, то мы присмотрим за тобой.
Сейчас я вспоминаю, что все мы платили за страховку — 400 фунтов (почти 30 000 рублей) в месяц. То есть, «мы за тобой присмотрим» — за твои же деньги. Один раз ты можешь травмироваться, но за 10 лет ты уже столько выплатил…
— Может, проблема в том, что нет профсоюза у балетных, чтобы тебя могли поддерживать? — Если они создаются, то их обычно блокируют. Кстати, когда я в Москве стал преьером в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, там тоже уже не давали квартир.
Единственный вариант — жильё на окраине, если ты проработал дикое количество лет. Но забрали и это. Забрали пожизненные контракты. Зарплаты у премьеров — по 500 долларов в месяц плюс-минус. Ни на что накопить не можешь.
«Известные артисты вынуждены бомжевать»
— Многие балетные видят свое будущее весьма туманно. И те, кому сейчас по 24, и 35-летние премьеры. Вас приглашают сниматься в кино, но не все так смогут. И куда деваться? Идти в хореографы? Но их столько не надо.
— Да, дороги дальше нет. В Англии я знаю, дают четверть годовой зарплаты, чтобы артисты балета могли получить другую профессию. Я знаю знаменитых людей, которые начали просто жить на лодках. Ну не на что жить — деньги-то быстро заканчиваются.
Один премьер сейчас практически бомжует. Никто об этом не говорит. Я когда разговариваю на тему будущего и денег, мне многие отвечают, что пришли-то они в профессию не ради денег, а потому что им это очень нравится. Это правда, нужно быть фанатом.
На вас же кто-то ездит! Раньше что-то можно было заработать — Нуриев за гонорар одного выступления мог купить дом. Но сейчас ты за карьеру и на квартиру не накопишь.
— Но смотрите, как удачно вы для многих открыли мир балета в клипе Houzer. Может, есть смысл в сотрудничестве с кем-то из наших музыкантов и наших режиссеров?
— Да, у меня есть планы. Мы с актером и режиссером Григорием Добрыгиным задумали совместный проект. И вообще я вижу в России много молодых интересных людей.
О ЧЕМ КИНО «Танцовщик» — фильм оскаровского номинанта Стивена Кантора — рассказывает без купюр о цене славы. О том, как может развалиться семья, которая от бабушки до отца уезжает в разные страны, заабатывать на белетную карьеру любимому сыну и внуку.
О том, как родительское желание «не повторить свою судьбу» может принести и славу, и несчастье. О том, как невозможно жить и творить в рамках одного из самых престижных театров мира. О том, как все потерять и отправиться на поиски себя.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО Сергей Полунин родился в Херсоне. С 4 лет начал заниматься гимнастикой. В 9 лет поступил в Киевское хореографическое училище, а в 13 — в школу Королевского балета в Лондоне. Спустя четыре года был принят в труппу.
В 19 лет стал самым молодым премьером (высшая должность в иерархии балета) в истории труппы. Срывает овации на кажом выступлении, страдает от отсутствия близости с родными, забивает все тело татуировками, куражится так, что весь Лондон стоит на ушах.
Вместе с одним преступником открывает тату-салон. Ходит на острие ножа, но публика возносит его до небес за прекрасную технику. Через несколько лет, разочаровавшись в системе, бросает Королевский театр, уезжает в Россию.
По приглашению руководителя двух театров (имени Станиславского и Новосибирского оперы и балета) Игоря Зеленского (его портрет красуется на предплечье артиста) становится премьером в первом и постоянным приглашенным солистом — во втором.
Но ему по-прежнему некомфортно в профессии. Видео знаменитого фотографа Дэвида Лашапеля, который снял его экспрессивный танец в клипе музыканта Hozier “Take Me to Church” должно было стать последним в карьере танцовщика.
Но после съемок он почувствовал, что может сам что-то решать в своей судьбе. Придумал проект Project Polunin — для самовыражения других танцовщиков, начал сниматься в кино. Встречается с балериной Натальей Осиповой. В честь нее сделал татуировку «Наташа» на тыльной стороне ладони.